Простим ребенку наивность. Трогательные и кристально чистые мечты рождаются в человеке только до выхода в большой мир. Вопрос «кем ты хочешь стать, когда вырастешь?» детей не смущает. Скорее наоборот. Мы все метили только в высшую лигу. Стать космонавтом, президентом или Биллом Гейтсом – все было нам по плечу. Вырастая, мы начинали сутулиться. Чем дальше – тем больше на спине вырастал горб ответственности и суровых реалий. И в финале вместо супергероев остаются лишь несчастные сварщики, ассенизаторы, журналисты. Забросить свою мечту не так тяжело. Проще, чем плюнуть и растереть. Об утраченных возможностях никто не вспоминает, уводя разговор в сторону различными методами. «Я хотел стать подводником, но гормоны роста сыграли со мной злую шутку». «Я хотел стать доктором и помогать людям, пока не посмотрел среднюю зарплату по стране». «Я хотел стать доном, но до сих пор зарабатываю на билет до Сицилии». «Я хотел стать мангакой, пока не увидел трехмерную девушку». Мы заворачиваем осколки мечты в полиэтиленовый пакетик и закидываем его в самый темный чулан подсознания. Авось, никогда больше не выплывет. Мы же взрослые. Нам некогда думать о «полете на луну». Ведь пеленки надо менять, на тусовки ходить, страховку переоформлять. Суровые реалии, как ни крути.
To the Moon – потенциально опасная игра. Она так и светит вопиющей добротой, стремится подергать нашу душу за расстроенные струны. И наша задача – открыться игре, вникнуть в ее сюжет и постараться не потерять связующие нити истории. To the Moon начинается с житейской зарисовки в фантастических тонах. Умирающий старичок Джонни вызывает к себе на дом команду специалистов из фирмы "Зигмунд". Компания с двусмысленным названием занимается исполнением последних желаний людей. Конечно, воплотить в реальном мире мечту не получится. Сотрудники фирмы с помощью шайтан-аппарата проникают в сознание человека. И пока он собирает котомку для переселения в мир иной, доктора прокручивают в его голове вариант жизни, о которой он мечтал. Специалисты «заглянут» в память клиента, определят ключевые точки жизни (когда желание появилось, почему не было исполнено) и реструктуризируют сознание. Хотел быть рок-звездой – утопай в риффах и кокаине. Хотел стать Лукашенко – в путь, терроризируй свою страну. В последние минуты жизни воображение подарит умирающему шквал новых впечатлений. Невыполнимых желаний для «Зигмунда» не существует. Но иногда бывают трудности. Доктор Розалин и ее коллега, доктор Уоттс, оказались в затруднительном положении. Старик Джонни выбрал своим желанием полет на луну. Но казус состоит в том, что всю жизнь к этому небесному телу он относился с прохладой. Космонавтом быть не хотел, да и покидать родные места не желал. Розалин и Уоттс стараются до последнего бороться за воплощение мечты, хотя сам пациент предпосылок для этого не дает.
Как понять, чем жил и вдохновлялся несчастный старик? Достаточно пройти по его дому. Картины, книги в шкафах, пианино в гостиной – тысячи мелочей, которые и расскажут нам нелегкую судьбу Джонни. Отталкиваясь от «ключевых» предметов, мы перемещаемся все глубже в его прошлое, вплоть до школьного возраста. To the Moon постоянно задает нам изощренные вопросы, которые мы вместе с персонажами пытаемся анализировать. Зачем умирающему хранить в отдельной комнате десятки оригами-кроликов? Какую роль в произошедшем сыграли маринованные оливки и плюшевый утконос? Почему Джонни так заботится о маяке, что стоит неподалеку от его обители? Список вопросов разрастается до колоссальных масштабов. И уходить без ответов не хочется. Поэтому копаем все дальше и дальше. В To the Moon нет проходных персонажей. Всего мы встретим только десяток людей на своем пути. Именно они и сложили по кирпичикам жизнь Джонни. И старик из них – самый обыденный и серый, как ни странно. Главные герои с докторскими корочками – отдельный разговор. Розалин – циничная и рациональная исполнительница. Действует четко по плану и всегда доводит дело до конца. Она действует как профессиональный детектив, собирая все нужные сведения, но лишний раз рисковать не будет. Уоттс – весельчак и балагур, главный генератор шуток в игре. В любой ситуации включает режим «Эдди Мерфи» и относится к происходящему достаточно легко. Его непосредственность и красочное воображение позволяет парочке выкручиваться из непредвиденных ситуаций. По ходу игры мы узнаем некоторые тайны из их жизни и, скорее всего, изменим отношение к персонажам. Кроме докторов и пациента на сцене регулярно появляются другие люди. Из которых выделяется Ривер – любовь всей жизни Джонни. Массовка выведена за кадр удачным решением. Посторонние лица, не имеющие отношения к драме и воспоминаниям старика, представлены в игре схематичными серыми контурами. Вроде как есть, а вроде и нет.
Сам игровой процесс незамысловат. Большую часть времени мы прогуливаемся по локациям от лица одного из докторов и подслушиваем чужие разговоры. По пути юным исследователям надо все потрогать, понюхать и даже попробовать на вкус. Таким образом мы находим заплесневевшие воспоминания. Заполнив ячейки памяти новой информацией, мы должны будем найти ключевой предмет – «якорь», который позволит нам переместиться в более ранние секторы памяти. Чтобы воспользоваться вещью пациента, мы должны будем ее «взломать». Доступ открывается с помощью несложной мини-игры. В таком темпе проходит большая часть игры. С другой стороны, To the Moon готова подкинуть дровишек, разогревая наш интерес. По ходу игры нам, например, доведется проехаться с ветерком на лошади и даже поучаствовать в парочке экшн-сцен. Несмотря на то, что проект работает по механике классического приключения, встречаются резкие перепады ритма и настроения. Сентиментальное приключение по волнам памяти резко превращается в триллер. Веселый и отзывчивый Уоттс обнаруживает перед нами свою слабость. В конце концов To the Moon дает ответы на все вопросы и устраивает эпический финал, но место для размышлений остается. Надо понимать, что обращать внимание на движок RPG Maker не стоит. Графика To the Moon отсылает нас к классическим JRPG середины девяностых. Но от технического совершенства игра нисколько не теряет. Красивые чиби-персонажи, разнообразные анимации и незаурядный дизайн делают картинку душевной. Не один раз мы подойдем к маяку и будем любоваться потрясающими видами, открывающимися с утеса.
Разработкой To the Moon занимался один человек – эксцентричный Кан Гао. До этой игры он успел сделать несколько похожих adventure. Но To the Moon – квинтэссенция его творчества. На этот проект Кан потратил год, и это время не прошло впустую. Взяв все свои лучшие наработки, он выпустил удивительную драму, где эмоции бьют через край. Вдохновение он черпал из довольно известных источников. Мультфильм «Вверх», триллер «Помни» за авторством Нолана, сериал «Доктор Кто». Кан Гао подробно изучил предметы своего обожания и грамотно использовал в своей ретроспективной игре. Для творца To the Moon стал первым коммерческим проектом. Но несмотря на достижения, номинации и премии, продажи составляют всего несколько тысяч. При этом, Кан не расстраивается: «Когда-нибудь я буду разрабатывать игры в составе большой команды. Но сейчас я буду развивать тематику серии, которую открыла To the Moon. Я только недавно закончил университет и получил диплом и пока мне везет, что я могу держаться на плаву благодаря продажам игры. Давайте надеяться, что так и будет длиться дальше». Кан Гао – максимально открытый человек, поэтому его друзья были готовы помочь в работе над игрой. Лаура Шигихара, известная нам большей частью по саундтреку к Plants vs. Zombies, помогла разработчику с музыкальным оформлением и исполнила замечательную песню Everything's Alright. Музыкальная тема является одной из ключевых в истории To the Moon и в отдельных моментах символизирует эволюцию персонажа.
Ясное дело, что благое начинание не может остаться незамеченным. Хвалебные рецензии посыпались как из рога изобилия. Надеемся, что Кан не потеряет голову и будет работать в том же ключе. Он не скрывает, что скоро последует вторая часть проекта. История рабочих и не слишком отношений Розалин и Уоттса не будет заброшена. Тем более что предпосылки к дальнейшему развитию характеров налицо. Тема сентиментальной фантастики не останется закрытой.
Специально для Gamer.Ru